
Сегодня предлагаю вам для размышления тему, над которой редко задумываются, но именно она влияет на то,
как именно и с кем рядом мы учимся, развиваемся, растём и взрослеем.
Это тема авторитета, и даже «авторитетов».
Не внешнего «начальства», не руководителя, не директора и не учителя в школе. И не исторических фигур, которыми приятно и принято восхищаться издалека, «через годы, через расстояния».
А живых людей, с которыми мы, возможно, или часто, даже знакомы.
Кто-то рядом, кто-то — на расстоянии одного клика в соц сетях.
Кто же такой для нас авторитет?
Авторитет — не идол. И далеко не всегда тот, кто нам просто нравится.
А кто же тогда?
В зрелой большой культуре, в любой достойной традиции, уважение к авторитету — это важная часть жизненной опоры.
Нам обязательно нужны авторитеты, и изучение их мнений, опыта, жизни.
За свою жизнь просто физически невозможно успеть «успеть всё», поэтому, да, приходится опираться на чьё-то мнение или чью-то позицию, чей-то овыт и знания.
Вопрос только в том, на чьё именно мнение и на чью именно позицию опираться.
В современной реальности с этим возникает большая путаница.
Я всё чаще наблюдаю два противоположных, но одинаково вредных искажённых варианта:
1. Авторитет как эхо нашего мнения.
Мы начинаем считать человека авторитетным, пока он говорит то, что нам удобно, привычно, знакомо. То, что укладывается в нашу картинку мира и нравится нам.
Мв даже цитируем его, ссылаемся, восхищаемся, советуем другим.
Но стоит ему сказать что-то, что идёт вразрез с нашей картиной мира или мнением, как авторитет немедленно аннулируется.
Мы чувствуем раздражение и злость, обесцениваем, обнуляем и… отписываемся.
По сути, это не он был для нас авторитетом, а наше мнение было авторитетом и абсолютом.
Мы просто искали зеркало для отражения собственного «я», и нашли.
В моей жизни тоже такое бывало. Когда какое-то неосторожное высказывание, или демонстрация неприемлемого ставила крест на всех заслугах или достижениях авторитета. Более того, многие развенчали и меня как авторитета, когда я показала что-то, что «не зашло», или отреагировала отличным от ожидаемого образом. О, сколько раз я читала это смешное «всё, отписуюсь». В добрый путь!
2. Авторитет как оракул.
Это другая крайность: мы находим человека — авторитета, и начинаем верить каждому слову,
повторять, не задумываясь, и даже копировать стиль, интонации, привычки.
Поначалу это может казаться развитием, движением вперёд. А как же, ведь я внедняю всё проверенное, прогрессивное, лучшее. Учусь у лучших!
Но, по сути — мы таким образом теряем способность размышлять самостоятельно.
А ещё, теряем способность ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ОТВЕЧАТЬ ЗА НИХ. Перекладывание ответственности, вот что это такое. Самое настоящее перекладывание ответственности.
И, самое интересное, что часто оба этих искажённых варианта сочетаются:
пока «оракул» говорит то, что приятно, то он любим и почитаем.
Сказал неудобное — тут же «предатель», «не тот», «всё, он ошибся».
Зашёл не в ту дверь, как говорится теперь.
Но что тогда такое настоящая культура авторитета?
Она требует зрелости мышления. Даже некой мудрости. Быть способным видеть в другом глубину или силу, которую вы сами пока не постигаете, или в той сфере, в которой вы не разбираетесь, но знаете, что есть люди, которые мыслят глубже и шире, или более специализованы в каком-то вопросе.
Важно при этом не растворяться в чужих идеях и мыслях, не преклоняться перед ними, а думать самостоятельно, и главное, не снимать с себя ответственность за то, что вы прислушались к тому или иному мнению авторитета. Да, «Баранова» сказала так, но в моих силах отвечать за то, что я решила или не решила внедрить это в свою жизнь. Вы сами назначаете себе авторитетов! Они не приходят в вашу жизнь из ниоткуда.
Настоящий авторитет — это не тот, кто всегда прав, и всё знает лучше всех остальных, а тот, чьё мнение по данному вопросу для вас по умолчанию весомее, но именно поэтому данный вопрос требует более внимательного размышления и изучения.
Вы можете соглашаться или не соглашаться, спорить или принимать на веру, но всегда в первую очередь вы думаете.
«Почему он так сказал?
Может, я чего-то не понял?
Что он видит, чего не вижу я?
Действительно ли стоит доверять его мнению? »
Такое внутреннее движение и вопросы анути себя и есть признак духовной зрелости.
И да, именно в несогласии и проверяется:
а был ли этот человек для вас авторитетом?
Или удобной опорой, и перекладыванием ответственности, пока всё совпадало?
Как распознать, кто для вас на самом деле является авторитетом?
➡️ Вы не обожествляете, но уважаете.
➡️ Вы можете не согласиться, но не спешите спорить, а ищете подтверждения или опровержения.
➡️ Вы возвращаетесь к его словам, даже если они болезненные и неприятны, режут по живому, потому что в них может быть правда.
➡️Вы учитесь через размышление, а не через слепое копирование.
➡️Вы понимаете: этот человек не идеален, и не самый умный, но он глубже вас в чём-то важном, значимилм или интересном.
Мы учимся не у «идеальных», а у тех, кто идёт дальше нас или смотрит шире нас. Кто копает глубже нас. Авторитет — не идол и не святой, просто в данном вопросе ему чуть яснее, чем нам.
Теперь, как итог, несколько вопросов для личной рефлексии:
✔️ Кто для вас сегодня авторитет? В чём именно?
✔️Что происходит, если этот человек говорит что-то, что вам не нравится?
✔️Были ли моменты, когда слово другого заставляло вас переосмыслить нечто важное в себе?
✔️ Есть ли в вашем окружении люди, перед чьей внутренней глубиной вы готовы остановиться и задуматься?
И последнее, что я хочу сказать.
Авторитет — это не про чужую правоту. Это вообще не про правоту. Это про ваше уважение к знаниям, опыту, и глубине других людей. Это про готовность учиться. Это про кризисы среднего возраста (30 и 40 лет), и про то, что зрелость начинается не там где «я всё знаю» , а там где «А вдруг я не всё вижу, не всё знаю, и, вдруг, это я ошибаюсь, а не он?»
С авторитетами нужно расти, а не деградировать.
Автор: Ирина Баранова, кандидат медицинских наук, anti-age эксперт и специалист в области холистической медицины